За хлебом в страну советов

В детстве поход за хлебом был для меня целым событием. Я гордо шла по улице, сжимая в руке самые настоящие деньги, чувствуя себя при этом ужасно взрослой. Но гордость и мужественность моя заканчивались, едва я переступала порог магазина, так как там меня ждала она – женщина за прилавком.

В моем тогдашнем представлении мира продавщица из гастронома соседствовала с Бабой Ягой и злой собакой соседа.

Прошло уже немало времени, и потребность делать покупки, конечно, выросла и стала для меня практически ежедневной. Но испуг перед продавцами продуктовых магазинов меньше не стал.

На первом этаже в моем доме находится самый обычный гастроном. Существует он давно, еще с советских времен, и каждый раз, заходя туда, я чувствую, как будто попала на много лет назад, в страну советов. Менялись люди, поколения, государственный строй, в конце концов, хозяева гастронома… а одна и та же полная женщина так и стоит за одним и тем же прилавком. Впрочем, «стоит» — громко сказано. По моим наблюдениям, обычно продавщицы этого магазина сидят на складе и за чашкой чая обсуждают последнюю серию очередной «Санта – Барбары», лишь иногда одаривая своим вниманием разъяренных покупателей.

Самое обидное, что этот гастроном – отнюдь не феномен, а всего лишь один из тысяч подобных в нашей стране, похожих друг на друга как близнецы. А еще больше расстраивает, что для нас такая картина привычна и не вызывает даже капли удивления. Мы уже давно привыкли и совершенно спокойно относимся к тому, что в магазинах или на рынке нас «обвешивают» и «обсчитывают». Одна из продавщиц на рынке призналась, что это просто привычка: «Если видно, что покупатель одет хорошо, и деньги у него есть, то почему бы не ошибиться на 5 рублей…ему все равно не заметно, а для продавца это заметная прибавка к небольшому заработку». Что интересно, слово «обмануть» они заменяют нейтральным «ошибиться».

Вспомните советские времена с бесконечными очередями. Тогда хамоватые продавцы, а в особенности завмаги были практически богами. Во всяком случае, чувствовали себя так. Только от них зависело, сколько товара «выбросят» на прилавки, а сколько будет продано из под прилавка, или вообще сгниет на складе. Тогда эти полные продавщицы с обязательно пергидрольными обесцвеченными волосами – как символ эпохи – вершили судьбы и смотрели на обычных покупателей свысока, изредка используя волшебные заклинания вроде «не больше двух кило в одни руки».

С тех пор многое изменилось, и продавцы продуктовых магазинов давно не имеют той власти, но их привычки остались прежними. Наплевав на пришедший к нам с загнивающего капиталистического запада лозунг «желание покупателя – закон», они искренне считают себя верхней ступенью в магазинной иерархии. Недостаток былой власти они восполняют с лихвой. «Продавец не опаздывает, он задерживается», и гастроном отрывается на двадцать минут позже положенного. Или закрывается на полчаса раньше, чем указано на табличке на входной двери. На мое возмущение, вызванное этим фактом, завмаг раздраженно ответила, что продавцы, между прочим, тоже люди, они устали и хотят отдыхать. Оказалось, то, что я тоже человек и хочу есть, их волнует меньше всего.

Очереди, кстати, тоже никуда не делись. Но в наше время они вызваны отнюдь не тем, что «выбросили» наконец дефицитный товар, а только нежеланием продавца подойти к прилавку. В гастрономе, о котором я рассказывала в начале, например, существует такая практика – продавщица сидит на складе недалеко от входа в магазин и наблюдает за кассой с неизменной чашкой чая в руках, и пока не соберется очередь как минимум из трех человек, она даже не подумает выйти. Покупатели в это время стоят у прилавка, нервничают, теряют свое время… Вот это и есть момент славы! В такие минуты, мне кажется, продавщица ощущает себя практически богиней, ведь целых три человека ждут ее внимания. Эти люди находятся полностью в ее власти, и только от нее зависит, сколько времени они еще простоят в очереди.

Тема маленького человека на посту не раз поднималась нашими классиками, и не мне с ними соперничать. Мне всего лишь хочется, чтобы продавщица в гастрономе хоть раз оказалась на своем рабочем месте, когда я приду покупать хлеб. И еще очень хочется, чтобы она мне улыбнулась. Не ехидно, потому что в очередной раз «забыла» дать мне 5 рублей сдачи, а просто, по-человечески улыбнулась. И чтобы, когда я буду выходить из магазина, я услышала вслед «спасибо за покупку», а не вздох облегчения и пару нецензурных слов, оценивающих меня. В конце, концов, я не хочу каждый раз, идя за продуктами, попадать в Советский Союз…

Екатерина Славина, Иркутский блог